rus-edin4

Елена Аксёнова: «Наша задача – посеять добрые семена»

Руководитель «Русского Единства» рассказала об итогах экстремального года, новых вызовах и Русском мире.

С какими итогами «Русское Единство» подходит к концу этого экстремального года? Удалось реализовать то, что запланировали? И что считаете самым главным?
Все, что было намечено в рамках долгосрочных проектов, которые наша организация реализует уже 5-6 лет, мы выполнили. Это главное. Хотя, конечно, ситуация с пандемией наложила свой отпечаток на все мероприятия. Например, мы провели традиционное празднование Всероссийского дня семьи, любви и верности на открытом воздухе, в симферопольском парке имени Ю. А. Гагарина. Однако провести семейные спартакиады, соревнования между семьями, не получилось, потому что это противоречило бы правилам безопасности. Хотя люди очень активно этим интересовались, многие к этому уже привыкли. Но свою главную задачу мероприятие, я считаю, выполнило: мы продолжили поддержку отечественных семейных традиций.
Состоялся и ежегодный, уже четвертый по счету «Бал у Айвазовского» в Феодосии, он проводится для учащихся девятых классов которые приезжают из всех муниципальных образований республики. Бал традиционно прошел в сентябре. В нынешнем году конкурс эссе «Сердце, отданное людям», который проводится в рамках бала, был посвящен великой княгине Елизавете Федоровне Романовой, супруге великого князя Сергея Александровича и основательнице Марфо-Мариинской обители. Жизнь Елизаветы Федоровны – великий пример любви к Богу и людям. Кстати, не обошлось без «изюминки», отразившей специфику этого года: соблюдая рекомендации Роспотребнадзора, участники бала надевали защитные маски под цвет смокингов и бальных платьев. Выглядело мило.
Кроме того, в этом году, там же в картинной галерее, впервые, сразу после юношеского Бала, прошел Благотворительный бал для взрослых. На нем встретились люди «изменяющие мир к лучшему», именно такая надпись была на пригласительном билете. Среди гостей мероприятия были и публичные люди, и известные артисты театра и кино, люди которые постоянно участвуют в различных благотворительных проектах и своими поступками подтверждают верность теме. Мы получили множество благодарных отзывов и очень надеемся, что и это мероприятие станет ежегодным.
Успешно прошла и традиционная акция благотворительности и милосердия «Белый цветок». По ее результатам, в частности, в благотворительный фонд «Будем милосердны» перечислены около 1 миллиона 625 тысяч рублей, а на счет АНО «Крымский Детский хоспис» - около 1 миллиона 755 тысяч рублей. Кроме того, по решению некоторых муниципалитетов, часть собранных во время проведения акции средств была передана семьям с тяжелобольными детьми, часть - Ливадийскому дому милосердия имени святой великомученицы Варвары для ухода за одинокими пожилыми людьми.
Что касается детского хосписа, то мы договорились, что собранные средства будут тратиться только на строительство дома для семей с паллиативными детьми. Надеемся, что к началу проведения следующей акции «Белый цветок» мы уже представим какой-то конкретный результат – пусть даже это будет только фундамент или законченный проект, который сейчас тоже стоит серьезных денег. Кстати, очень радует, что к созданию хосписа подключаются коммерческие предприятия, частные лица, а недавно присоединились и сестры Свято-Троицкого монастыря Симферопольской и Крымской епархии со своей настоятельницей игуменией Евсевией.

А как прошел в этом году самый яркий и масштабный патриотический проект «Русского Единства»? Я имею в виду конкурс «Мы – наследники Победы». Финал пришлось проводить в ноябре и в режиме онлайн.
Да, команды записывали свои выступления на видео, а потом их транслировали в эфире Крымского телевидения. И это тоже был для ребят полезный опыт. Одни команды записывались с двух-трех дублей, другим надо было сделать больше. Но в любом случае при оценивании мы учитывали «живые» впечатления, ведь члены жюри присутствовали при записи. То есть, личный контакт принес определенные баллы в копилку команд. Конкурс прошел на хорошем уровне, и это тоже наш успех, но прежде всего, успех участников.

Вы однажды сказали, что главный секрет успеха конкурса – в его искренности. Проект превратился в мощное патриотическое движение, дети с удовольствием в нем участвуют. Но не получается ли здесь так, как иногда бывает с приобщением детей к церкви: они с удовольствием ходят в храм, молятся, причащаются, а когда вырастают, уходят из церкви. Кто-то потом, конечно, возвращается, все-таки детская вера оставляет след в душе человека, но кто-то и нет.
Я думаю, что наша задача – посеять добрые семена. А что из них вырастет, на какую почву они упадут – мы не можем знать точно. У каждого ребенка и подростка своя жизнь, свое окружение, свои обстоятельства. Но, как говорят, делай, что должно, и будь что будет. Вот мы и делаем в меру своих сил. Хотя государство, безусловно, должно заниматься патриотическим воспитанием постоянно и системно, готовить ту самую «почву», чтобы она была благоприятной и не зарастала духовными и нравственными «сорняками». Слава Богу, в последние годы многое в этом плане меняется, хотя, на мой взгляд, все равно делается недостаточно.
А если уж продолжать параллели с церковью, то здесь можно вспомнить историю, которая есть у кого-то из Святых отцов. Прихожанин или свечница попросили увести из церкви ребенка, который шумел и бегал по храму. Настоятель сказал этим людям, что они теперь должны всю жизнь молиться за этого ребенка и его родителей, потому, что если они не вернутся в Церковь – это будет ответственность тех, кто их выгнал. Наша задача – привлекать, просвещать и не отпугивать молодежь собственным формальным отношением к делу. Дети очень четко это чувствуют.

В этом году в Алуште был установлен памятник встрече будущего императора Николая II и будущей императрицы Александры Федоровны, тогда еще принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской. Вы принимали в его установке активное участие. Как появилась эта идея? И что для Вас эта история?
Все началось с того, что ко мне обратилась общественница из Алушты. Она рассказала, что у них в городе есть вот такое интересное место, где Николай II встретился со своей будущей супругой. И предложила поставить там памятник императору и императрице, но не как государственным, историческим деятелям, а как влюбленным, как жениху и невесте. Тем более, что недалеко от этого места находится ЗАГС. Мне эта идея показалась интересной. Я стала изучать историю встречи, которая, кстати, очень хорошо задокументирована. И поняла, что все это гораздо глубже, чем просто история о влюбленных. Дело в том, что с будущим императором был его дядя, великий князь Сергей Александрович, а с Алисой была ее родная сестра Елизавета Федоровна (до православного крещения Элла), супруга Сергея Александровича. Он был губернатором Москвы и погиб от рук террориста. Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую обитель, была одним из крупнейших благотворителей. Она тоже погибла насильственной смертью: ее живой сбросили в шахту недалеко от Алапаевска вместе с келейницей монахиней Варварой Яковлевой. То есть, в Алуште встретились четыре видных деятеля отечественной истории, все они погибли насильственной смертью, а трое из них были канонизированы Православной церковью.
Я обратилась с идеей установки памятника в Фонд святого Василия Великого, с которым мы в свое время работали по установке памятника императрице Екатерине II. Причем речь поначалу шла о двух фигурах - Николая II и Александры Федоровны. Позже к процессу присоединилось Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество, и тогда появилась идея сделать четыре фигуры. Провели тендер, по итогам которого была выбрана одна из четырех или пяти работ. И сегодня памятник уже стал одной из заметных достопримечательностей Алушты. Я очень благодарна всем, кто принимал участие в этой истории.

Насколько я знаю, первоначально памятник планировали поставить в другом месте, но потом планы поменялись. Почему?
Да, сначала было решено поставить его у городской библиотеки – это бывшая дача генерала Голубова, именно там и произошла историческая встреча. Но против выступили ветераны ВЛКСМ. Они утверждали, что ставить памятник царю на этом месте нельзя, потому что в здании бывшей дачи Голубова ночевал Сталин во время Ялтинской конференции. Мы не стали вступать в полемику, просто нашли другое место – в парке. Хотя, конечно, городским властям было непросто. Но, как говорят, Господь управил все наилучшим образом.

«Русское Единство» – обязывающее название. И в смысле бэкграунда организации, и в смысле того значения, которое заложено в названии. У вас могут быть новые задачи?
Я даже уверена, что у нас будут новые задачи. Мы постоянно развиваемся, у нас работают заинтересованные, творческие люди. В 2014 году мы стали заниматься благотворительными проектами, потому что считали, что именно это сейчас необходимо обществу, необходимо Крыму. Сегодня есть и другие вопросы, новые вызовы, которые требуют внимания и достойного ответа. Это и проблема абортов, суррогатного материнства, и вопросы экологии. Мы должны высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения по этим вопросам. К примеру, я считаю, что следует вывести аборты из системы ОМС. Ненормально, когда государство оплачивает убийство своих граждан, пусть и еще нерожденных. Мы должны вести просветительскую работу в этом направлении. Многие люди просто не вникают в суть проблемы, потому и не видят в абортах чего-то страшного. А когда узнают больше, их точка зрения меняется.
Ну, и конечно, никто не отменяет главной и глобальной задачи – популяризации идей и ценностей Русского мира, русской цивилизации.

В прошлом году Вы вошли в президиум Всемирного русского народного собора. Что для Вас Русский мир?
Для меня это возвращение к себе. К своей истории, к нашей вере и традициям. Мы должны понять и осознать, что народ – это не только те, кто живет сегодня, но и предыдущие и будущие поколения. Важно чувствовать себя частью целого – огромного и вечного. Тогда мы не будем забывать о прошлом, и не будем разрушать настоящее. Надеюсь, что «Русское Единство» в меру своих сил и возможностей способствует этому пониманию.